Kronshtadt10

Кронштадт — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга и самый малочисленный район в составе Санкт-Петербурга, город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Благодаря своему расположению на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил настоящим морским щитом Санкт-Петербурга и являлся столицей Балтийского флота России.

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы. Население — 42 999 жителей (2010).

Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных (основания молов и бывших фортов). До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений с северным и южным берегом Финского залива. 12 августа 2011 года был открыт 2-х километровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС от наводнений, которые состоят из двух судопропускных сооружений, 6 водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами, 11 защитными дамбами и 25-километровой автомобильной дорогой (частью КАД).

Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные.

Образовавшийся в результате отступления последнего ледника остров Котлин долгое время (почти 4 столетия) являлся своеобразной границей между Россией и Швецией. Был и период, когда остров, на котором впоследствии расположилась русская крепость, принадлежал шведам. Однако в 1703-м году, когда Петр I решил строить Санкт-Петербург, первым делом он построил на юридически шведском острове Котлин свой первый укрепленный форт.

7 (18) мая 1704 года была построена и освящена крепость, которую назвали Кроншлот (нидерл. Kronslot — коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

7 (18) октября 1723 года на острове Котлин, в торжественной обстановке, состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город». С 1720-х гг. Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

Здесь были построены первая в мире подводная лодка и первый в мире ледокол. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций, здесь в разное время жили великие российские мореплаватели, ученые и деятели культуры: адмирал Фаддей Беллинсгаузен, адмирал Степан Макаров, адмирал Федор Литке, изобретатель радио Александр Попов, поэт Николай Гумилев, художник Иван Айвазовский и многие другие. В Кронштадте буквально каждый метр земли может поведать многое о противоречивой истории нашей страны.

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913 и ставший не только храмом морской славы, но и архитектурной доминантой города. Все, кто бывает в Морском соборе, могут видеть в длинных галереях вдоль стен черные мраморные памятные доски. Здесь перечислены славные сражения и имена погибших моряков (всего около тысячи имен офицеров, погибших с 1696 по 1910 годы).

Помимо этого, сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Петровский док, Итальянский дворец (Кронштадт), «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал (Кронштадт) (инженер Дж. Уистлер), Гостиный двор (Кронштадт). Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре города и многочисленные памятники и скульптуры.

Еще с 1703 года велись наблюдения за уровнем колебаний Балтийского моря, а с 1707 года на острове Котлин  появилась Футшточная служба. В 1840 году по предложению гидрографа Рейнеке на каменном устое Синего моста в Кронштадте нанесли черту, соответствующую среднему уровню воды в Финском заливе по наблюдениям 1825-1839 годов. Именно с этой чертой совмещен нуль Кронштадского футштока, от которого исчисляются абсолютные высоты поверхности Земли, все глубины морей на навигационных и топографических картах.